Правительство готовит полный запрет для госкомпаний на закупки импортной автотехники, продукции металлургии и тяжелого машиностроения. Идея будет реализована через директивы представителям государства в советах директоров и изменения корпоративных положений озакупках. Наиболее ощутимо запрет может повлиять на строительную спецтехнику и поставки самолетов, тогда как для металлургии или автопрома эффект вряд ли будет большим. Обойти ограничения можно через лизинговые схемы и доказав, что соответствующая продукция не выпускается в РФ.
Таким образом, запрет будет действовать на закупку импортной продукции, кроме той, что не имеет аналогов в России, но конкретной номенклатуры нет. В Минэкономики пояснили, что мера коснется организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, но не ГУПов, поскольку у них нет советов директоров. В документе не указаны конкретные госкомпании, но есть привязка к перечню ОАО, где члены советов директоров голосуют по директиве правительства.
Ограничения могут быть призваны улучшить торговый баланс России, который в последние месяцы в значительной степени поддерживался сокращением импорта, в первую очередь из Украины. Объем торгового профицита между РФ и Украиной увеличился с $2,1 млрд в первом полугодии 2013 года до $6,3 млрд в первом полугодии 2014 года, он обеспечил фактически 40% всей прибавки положительного сальдо торговли РФ.
В госкомпаниях к запрету отнеслись достаточно спокойно, сильнее всего они встревожены ограничениями на специализированную технику и надежностью российской продукции.
Однако у госкомпаний будет лазейка для обхода директивы кроме отсутствия аналогов техники в России: по данным Минпромторга, запрет не коснется лизинговых схем.