Tramis | Контейнерные перевозки постепенно набирают вес
Авторизация
Если вы не зарегистрированны в системе, обратитесь к нашим менеджерам
по телефону:

8 800 551 02 09

пресс-центр
10
08.2022
08.2022 08.2022

Контейнерные перевозки постепенно набирают вес

Санкции и сбои в международной логистике вынуждают бизнес выстраивать новые маршруты для доставки грузов. Какие направления сегодня доступны и наиболее востребованы, как меняются цены на доставку и что будет с рынком контейнерных перевозок до конца года.

Пандемия подтолкнула стоимость контейнерных перевозок вверх. После открытия границ и производств спрос оказался выше предложения и цены на морской фрахт начали стремительно расти. Поддержали рост цен и события начала года — санкции перекроили грузовые потоки и вызвали коллапс на некоторых направлениях. В итоге стоимость доставки грузов из Китая в Россию выросла в 2,5 — 4 раза, что связано с ростом фрахта в 2 раза, уточняет управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова.

"В настоящий момент ситуация более-менее стабилизировалась и ставки на морской фрахт вышли на уровень 2021 года. В связи с уходом крупных морских компаний с рынка РФ возрос спрос на железнодорожные перевозки, из-за чего стоимость на них возросла примерно в два раза", — говорит сооснователь цифровой платформы для бизнеса DigitalVED Анна Фомичева.

На внутрироссийском рынке контейнерных перевозок ситуация, по словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, неоднозначная. "С одной стороны, в первой половине 2022 года упал транзит контейнеров по сети РЖД примерно на 18% до 340 тыс. TEU, с другой же — в целом наблюдается рост их перевозок во всех направлениях на 1,5% до 3,2 млн ТЕU", — говорит Хазанов.

Из-за санкций рынок контейнерных перевозок России находится в стадии переориентации с запада на восток и юг, при этом благодаря легализации параллельного импорта западное направление продолжает работать. "Однако для отправок контейнеров в недружественные страны и импорта из этих стран приходится использовать "перевалочные пункты" в Турции, Сербии, Южной Корее, Казахстане и ряде других стран", — добавляет Анна Фомичева.

В топ-3 наиболее популярных маршрутов контейнерных перевозок из России и в Россию входят Китай, Турция и Индия.

Спрос на доставку грузов из азиатских стран, — в частности из Китая, растет, и логистические операторы увеличивают число услуг по перевозке грузов на этом направлении. Как отмечали ранее в ГК "Деловые Линии", для небольших партий товаров чаще используется авиадоставка, а для крупных — контейнерные перевозки. Все больше становится мультимодальных маршрутов, с использованием разных видов транспорта. Отгрузки происходят из Шанхая, Пекина, Шенчьженя, Циндао и других крупных городов Поднебесной.

По данным таможенной статистики Китая, товарооборот между Россией и Поднебесной в январе-мае 2022 года вырос на 29%, экспорт — на 46%, импорт — всего на 7%. "В 2021 году доля Китая во внешнеторговом грузопотоке РФ составила 18%, в 2022 году она может увеличиться до 35%", — полагает Людмила Симонова.

Турецкий хаб.
И если Китай — скорее традиционное направление, то Турция заметно набирает популярность среди грузоотправителей и бизнеса, становясь ключевым хабом для поставки товаров из Европы. "За последние месяцы спрос на доставку грузов через Турцию вырос в среднем на треть", — отмечает генеральный директор ГК "Деловые Линии" Фарид Мадани.

В ответ на возросший спрос логистические компании разрабатывают новые маршруты и услуги для бизнеса. "Мы изменили логистические схемы и выстроили морской маршрут для контейнерных перевозок из Европы через Турцию. Этот тип доставки сборных грузов уже действует для товаров из Юго-Восточной Азии, Индии, стран ЕС, а также Северной Африки и американских континентов. Для бизнеса услуга выгодна с финансовой точки зрения и гарантирует регулярные поставки и высокую сохранность груза", — отмечает преимущества Фарид Мадани.

По оценкам экспертов, доставить сборный груз или LCL [Less Container Load — когда резервируется часть или отдельное место в контейнере — ред.] из Европы в Россию морем будет до 25% дешевле, чем по суше. Чаще всего компании и индивидуальные предприниматели пользуются LCL-перевозками для доставки запчастей, оборудования, комплектующих и сырья. Также они используются для доставки небольших партий товаров, добавляет Анна Фомичева.

Другая важная характеристика — скорость. Транзитное время в пути по железнодорожной восточной ветке МТК "Север — Юг" до индийского порта Нава–Шева составляет 35-37 дней. Морем — вдвое быстрее. Поэтому морская доставка остается наиболее предпочтительным способом. Для перевозки сборных грузов из Турции в Россию через Новороссийск морем потребуется от 4 дней, называют сроки в ГК "Деловые Линии".

Объемы LCL-перевозок в мире:
- Общий мировой объем перевозки контейнеров оценивается в 200 млн TEU в год;
- Мировой объем перевозки LCL — 2,8 млн TEU в год.
- По прогнозам ECU Worldwide, к 2025 году объем LCL может вырасти до 3,8 млн TEU в год.

"Это 1,5%, или около 57 млн куб. м", — отмечал ранее учредитель ООО "Традэкс" (агент ECU Worldwide) Александр Александров со ссылкой на международное исследование.

Рынок контейнерных перевозок продолжит развиваться, уверены участники отрасли. Но для этого предстоит решить ряд вопросов. И первый из них — пополнение парка контейнеров. "Существует риск нехватки контейнеров в России из-за ухода из нее международных логистических операторов, забирающих свои "ящики" с собой", — говорит Леонид Хазанов. В определенной степени этот дефицит будет компенсирован активностью китайских компаний.

"Кроме того, растет производство отечественных контейнеров, а другие страны выделяют контейнеры для торговли с РФ. Например, в середине июля Иран сообщил, что выделяет 300 контейнеров для перевозки грузов в Россию и их количество может быть увеличено", — добавляет ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Другой вопрос — организация международных платежей. Его российские компании решают за счет привлечения подрядчиков и аутсорсинга логистических услуг. "Крупные 3PL-операторы имеют больше возможностей обходить финансовые ограничения", — уточняет Людмила Симонова.

Кроме того, поддержку отрасли намерено оказывать правительство, в частности, при использовании Северного морского пути за счет субсидирования стоимости перевозок.

Развитие рынка контейнерных перевозок до конца года в первую очередь, будет зависеть от экономической ситуации, увеличения собственного производства товаров и увеличения оборотов торговли с другими странами. "Имеющаяся транспортная инфраструктура позволяет увеличить объемы перевозки как внутренних грузов, так и на маршруте в Азию и по международному транспортному коридору "Север — Юг", а также транзитных грузов. По итогам года можно ожидать увеличения показателей перевозок грузов в контейнерах и расширения номенклатуры товаров, перевозимых таким способом", — заключает Дмитрий Баранов.

РБК+